назад в статьи

Английские святые

Святой Дэйвид
Св. Дэйвид (David, по–валлийски DEWI), родился в 520 г. близ бухты Св. Брайдса (St. Bride's Bay), Пемброкшир (Pembrokeshire), Уэльс, а умер в 600 г. в Меневии (Menevia). Праздник — 1 марта.
Св. Дэйвид — святой покровитель Уэльса. О нем известно немного. В соответствии с агиографией, написанной около 1090 г. валлийским ученым Ригифархом (Rhygyfarch), он был сыном вождя Санта (Sant), который учинил насилие над его матерью, св. Нон (St. Non). Получив образование в Хенфини (Henfynyw), в Кардигане, он, видимо, принял выдающееся участие в соборе Лландеви–Брефи (Llanddewi-Brefi), в Кардигане, подавив ересь пелагианства, и возглавлял Победный Собор, состоявшийся позднее в Карлеоне–на–Уске (Caerleon-on-Usk), Монмаутшайр (Monmouthshire), который до сих пор, подобно Сент–Дэйвидсу (St. David's, Ty-Dewi), является церковным центром западной епархии. Дэйвид основал множество церквей в южном Уэльсе (в XX в. более 50 церквей носили его имя). Его мощи в Сент–Дэйвидсе стали местом паломничества. Его канонизация папой Каликстусом II в 1120 г. не доказана.

Святой Кентигерн
Св. Кентигерн (Kentigern, или Мунго (MUNGO)) родился в Кулроссе (Culross), в Файфшире, а умер в 612 г., вероятно, в Глазго. Праздник — 14 января.
Св. Кентигерн был аббатом и ранним христианским миссионером, традиционно его считают первым епископом Глазго и крестителем древнего кельтского королевства Кумбрии в юго-западной Шотландии. Мало что еще известно о нем кроме поздней, сомнительной агиографии. В соответствии с легендой, он был королевского происхождения, но, предположительно, незаконнорожденным, и, по общему мнению, должен был быть замечательным, энергичным проповедником, сражавшимся с ересью пелагианства (которая подчеркивала доброту человеческой природы и свободу воли). Около 550 г. он поехал в Глазго обращать тамошние племена бриттов в христианство и основывать христианскую общину. Он, вероятно, был духовником короля Стретчклайдского, при коем основал епархию в Глазго. Его преемник, христианский король Ридерих (Rydderch, Rederech) был свергнут языческой реакцией, и Кентигерн бежал в Кумбрию или, что менее вероятно, в Уэльс. Когда Ридерих возвратился к власти, Кентигерна вновь призвали в Стретчклайд. О Кентигерне свидетельствуют также, что он был соратником прославленного миссионера и аббата Айоны св. Колумбы. Современный Собор в Глазго, где, предположительно, есть могила св. Кентигерна, построен на месте, где стояла основанная им церковь.
Хотя и носящий имя Кентигерн (по-кельтски "Высокий господин", High Lord), он равно известен как Мунго (по-кельтски "Мой дорогой друг"). Это имя было дано ему его учителем, епископом св. Серфом (Serf). Главные документы о жизни Кентигерна были составлены двумя епископами Глазго в XII в. Герб Глазго отображает кольцо и рыбу, ассоциируемые с ранними чудесными вещами Кентигерна.

Святой Кевин
Св. Кевин (Kevin, по–гэльски Кемген (CAEMGEN), по-латински Кемгенус (COEMGENUS)), родился близ Дублина, а умер 3 июня 618 г. в Глендалоу (Glendalough), в графстве Виклоу (Wicklow), в Ирландии. Праздник — 3 июня.
Св. Кевин — один из святых покровителей Дублина, основатель монастыря в Глендалоу. Ранние записи о его жизни (X–XI вв.) утверждают, что Кевин принадлежал роду королей древнего ирландского королевства Лейнстер, и в юности решил стать отшельником в Глендалоу, где позднее основал монастырь, который стал, притом что Кевин был там аббатом, одним из главнейших монастырей Ирландии. Существует несколько легендарных житий Кевина, часто представляющих его как защитника животных.

Святой Беда Достопочтенный
Беда (Bede, произносится также BAEDA или BEDA), родился в 672/673 г. в Монктоне (Monkton) в Ярроу, в Нортумбрии, а умер 25 мая 735 г. в Ярроу; канонизирован в 1899 г. Праздник - 25 мая.
Беда - англосаксонский теолог, историк и хронист, известный ныне прежде всего благодаря его "Церковной истории народа англов" (Historia ecclesiastica gentis Anglorum), живому источнику по истории обращения англосаксонских народов в христианство. В течение его жизни и во все Средние Века репутация Беды основывалась главным образом на его письменных комментариях, копии которых нашли путь во многие монастырские библиотеки Европы. Его способ датировки событий со времени воплощения, или рождества Христова, т.е. того, что называется "нашей эрой", стал общеиспользуемым благодаря популярности "Церковной истории" и еще двум работам по хронологии. Авторитет Беды на родине увековечен в виде школы, основанной в Йорке его учеником, архиепископом Эгбертом Йоркским, а на континенте - Алкуином, обучавшимся в этой школе до того, как возглавил школу дворца Карла в Аахене.
О происхождении Беды неизвестно ничего. В возрасте семи лет он был взят в монастырь Св. Петра, основанный в Виамауте (Wearmouth, близ Сандерленда, в Дурхеме) аббатом св. Бенедиктом Бископом, чьей заботе и был вверен. К 685 г. его перевезли в новый монастырь Бископа, монастырь Св. Павла в Ярроу. Беда был посвящен в диаконы в 19 лет, а в пресвитеры - в 30 лет. За исключением поездок в Линдисфарн и Йорк, он, видимо, никогда не покидал Виамаут–Ярроу. Захороненные в Ярроу, его останки были перевезены в Дурхем, и ныне погребены в Галилейской часовне (Galilee Chapel) Дурхемского собора.
Работы Беды делятся на три группы: грамматика и "наука", духовные комментарии и исторические и биографические. Наиболее ранние его работы включают трактаты по правописанию, церковным гимнам, фигурам речи, стихи и эпиграммы. Его первый трактат по хронологии — "О времени" (De temporibus) - с приложенной к нему краткой хроникой был написан в 703 г. В 725 г. Беда завершил гораздо более развернутую версию — "Об исчислении времени" (De temporum ratione) — с во много более подробной хроникой. В обеих книгах рассматривается прежде всего вопрос об исчислении даты Пасхи. Вероятно, наиболее ранний библейский комментарий (703–709 гг.) относился, к "Откровению Иоанна"; в этой и многих подобных работах его целью было передать и объяснить соответствующие отрывки в сочинениях Отцов Церкви. Самое замечательное его наследие — стихотворное (705–716 гг.) и прозаическое (до 721 г.) "Житие святого Кутберта, епископа Линдисфарнского". Эти работы не критичны и изобилуют описаниями чудес; исключительно же исторична его работа "Жития аббатов" (Historia abbatum, 725 г.)
В 731/732 г. Беда завершил "Церковную историю". Разбитая на пять книг, она содержала события, происшедшие в Британии со времен походов Юлия Цезаря (55–54 гг. до н.э.) до прибытия в Кент св. Августина в 597 г. н.э. В качестве источников он опирался на авторитет древних писаний, "традиции наших предков", и свои собственные знания о событиях современности. "Церковная история" Беды оставляет несколько лакун, измучивших светских историков. Хотя и переполненная свидетельствами чудес, эта работа ученого, обеспокоенного степенью точности своих источников и пишущего только о событиях, которые он рассматривает как достоверные.

Иоганн Скот Эригена
Эригена (Erigena, John Scotus или JOHANNES SCOTUS ERIUGENA) родился в 810 г. в Ирландии, а умер в 877 г. Эригена — теолог, переводчик и комментатор некоторых ранних авторов работ, концентрирующихся на соединении философии греков и неоплатоников с христианской верой.
Начиная, приблизительно, с 845 г., Эригена жил при дворе короля западных франков Карла II Лысого, близ Лаона (Laon), поначалу в качестве преподавателя грамматики и диалектики. Он участвовал в теологических диспутах об Эвхаристии и предопределении и обнародовал затем свои принципы в последней работе "О предопределении" (De predestinatione, 851 г.), осужденной авторитетами церкви. Переводы Эригены работ Псевдо–Дионисия Ареопага, св. Максимуса, св. Григория из Ниссы и св. Эпифаниуса, заказанные Карлом, сделали эти труды греческих отцов доступными западным ученым.
Осведомленность Эригены в диалектике и в идеях его теологических предшественников отразилась в его основополагающей работе "О разделении природы" (De divisione naturae, 862–866 гг.), попытке примирить доктрину неоплатоников об эманации с христианским догматом о творении.
Хотя и очень влиятельная среди последователей Эригены, особенно среди западных мистиков и схоластиков XIII в., работа "О разделении природы" со временем претерпела осуждение со стороны церкви по причине ее пантеистических выводов.

Святой Джон из Беверли
Св. Джон родился в Харпхеме (Harpham), в Йоркшире, в Нортумбрии, а умер 7 мая 721 г. в Беверли (Beverley), в Йоркшире.
Св. Джон был епископом Йоркским; он - один из самых популярных средневековых английских святых. После обучения в монастыре Св. Августина, в Кентербери, в Кенте, у прославленного аббата св. Адриана, Джон вступил в аббатство Уитби, в Йоркшире. В 687 г. он наследовал св. Ите епископство в Хексхеме (Hexham), в Нортумберланде, а в 705 г. был посвящен в епископы Йоркские. В Индероуде (Inderawood) он основал монастырь, названный позднее Беверли, куда удалился после упразднения своего епископства между 717 и 720 гг. к св. Вилфриду Младшему.
В 1037 г. мощи Джона перевезли из Беверли в Йорк. Чудеса, совершенные св. Джоном, описаны "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного.


Hosted by uCoz